310-15-24
310-16-24
Опрос
Какой предмет труднее изучать?

русский

литература

физика

иностранный

история

алгебра
Колонки
Русский язык достоин хороших учебников

В последнее время ко мне не раз обращались знакомые и знакомые знакомых с необычной просьбой: объяснить смысл заданий в школьном учебнике по русскому языку.

 

У них есть дети школьного возраста, которые, не понимая заданий, обращаются за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам. И те тоже не могут понять формулировок заданий.

 

Обратившиеся ко мне сетуют, что раньше, когда они учились в школе, если ученик затруднялся, старшие всегда могли  помочь с выполнением домашних заданий, потому что учебник был понятен. Теперь, говорят мои знакомые, истолковать задание трудно. И стар и млад глядят в книгу, а видят фигу.

 

И складывается следующая ситуация. И дети и родители  мотивированы учиться хорошо. В семье готовы помогать  школьнику, но никто из взрослых не может расшифровать заданий. А это, помимо прочего, выливается в  отрицательные оценки. 

 

Я попытался вникнуть в ситуацию. Выяснилось, что учебники перенасыщены терминами. В учебнике третьего класса, например, встретил, как автор использует лингвистические термины типа «морфема», «аффикс», которые, несомненно, усложняют понимание  заданий. Как говорили в старину: писано на решете, с подкладкой полотенца. Почему в школах используются подобные учебники, «с подкладкой полотенца» (зачастую рекомендованные, отмечу, методическим объединением) – это отдельный вопрос. 

 

Мне могут  возразить, что главное не учебник, а личность преподавателя. Всё правильно,  но это подтверждает и другое: именно преподаватель зачастую выбирает  неудачное, мягко говоря, учебное подспорье. Почему он это делает – это всё тот же отдельный  вопрос. 

 

Вызывает тревогу сам факт отчуждения ученика и его семьи от школьного предмета «Русский язык» из-за перегруженности учебника терминами. 

 

В результате постоянного непонимания у ученика может сформироваться устойчивое  негативное  отношение к предмету (и это не учитывая проблем количества учеников в классе и качества педагогических кадров).

 

Это выливается не только в низкие оценки и стрессы, но и, самое печальное, в нежелание постигать мир языка.

 

Кроме того, это сопровождается микроразрывом  связи между поколениями. Ведь бабушки-дедушки и родители не могут помочь любимому чаду так, как это было в их школьные годы. Старое добро миновалося, до нового дожить не досталося. Что же делать? Родители обычно в таких случаях нанимают репетиторов, а это дополнительные траты.

 

Решением проблемы могли бы стать учебники, доступные для понимания, формирующие живой интерес к русскому языку, способствующие единству поколений. А родители должны активнее влиять на выбор именно таких учебников. 

 
Яндекс.Метрика