310-15-24
310-16-24
Опрос
Какой предмет труднее изучать?

русский

литература

физика

иностранный

история

алгебра
Статьи
admin
Пальто - с петель, кошка – в дверь

- Ты куда?

- В магазин. А ты?

- Да вот из универа только.

 

Стандартный диалог на улице, правда? И даже не скажешь, что чего-то не хватает.

 

Ведь для нас пропуск или сокращение подразумеваемых слов кажется такой обыденностью в разговоре, что мы делаем это без задней мысли, но даже у этого явления есть свое название.

 

Эллипс или эллипсисстилистическая фигура, когда в речи или на письме сознательно опускается структурная часть высказывания, легко восстанавливаемая по контексту.

 

Действительно, зачем говорить слово «иду» или «поеду», если и так понятно, что в магазин по-другому я не попаду?

 

В литературе же эллипс помимо языковой экономии придает дополнительной выразительности тексту, как у Пушкина в «Онегине»: «Татьяна – в лес, медведь – за нею».

 

Конечно, мы легко угадаем пропущенные глаголы, но при их наличии Пушкин не только бы не попал в стихотворный размер, но и потерял бы в динамике как повествователь, ведь в этом отрывке ему было важно показать стремительную смену событий во сне Татьяны.

 

 

 

А иногда эллипс помогает не повторять одни и те же конструкции, придавая емкости и экспрессии высказыванию: «Твоя судьба – парить под небом за орлами, а наша – за твоё здоровье робко пить». Именно так афористично звучит одна из строк в стихотворении Жуковского, добавляя выражению образного параллелизма.

 

Отчасти родственными эллипсу явлениями можно назвать апосиопезу и просиопезу.

 

В первом случае опускают последнюю смысловую часть предложения, как это делает Хлестаков в «Ревизоре» Гоголя: «Да как вы смеете? Да вот я… я служу в Петербурге».

 

А во втором начальное слово, не мешающее пониманию словосочетания. Так, мы можем называть человека всего лишь по отчеству, не добавляя имени.

 

И, напоследок, хотели бы упомянуть, что… уже конец.

 

 

 
Яндекс.Метрика