310-15-24
310-16-24
Опрос
Какой предмет труднее изучать?

русский

литература

физика

иностранный

история

алгебра
Статьи
admin
По улице бродили пиджаки

Сегодня я выпил две чашки кофе и съел тарелку овсянки, слушая Шопена. Вполне неплохое утро, всем бы так. Особенно, если указанные действия можно передать через один литературный прием.

 

Метонимия - очень странная вещь даже в ряду тропов, ведь ее многообразие выходит далеко за рамки художественного текста, а в бытовой речи вычленить ее зачастую не так уж и просто.

 

По своему механизму она очень похожа на метафору, но за основу берет только качественно-количественную характеристику.

 

Говоря проще, метонимия – это перенос названия одного класса объектов на другой по принципу смежности или сопредельности.

 

Если упрощать до формулы, то почти всегда это будет либо целое вместо части, либо часть вместо целого.

 

 

Вот мы пьем тот же кофе. Выпили одну чашку, потом другую.

 

Ничего не смущает?

 

Правильно, чашку нельзя в прямом смысле выпить, только кофе внутри нее, но говорим-то мы по-другому. Это и есть простейший случай метонимии в обиходе – свойство сосуда переносится на содержимое.

 

Перебирая документы, мы часто говорим «бумаги», вынося на первое место обобщающий эти предметы материал, а не содержание.

 

С Шопеном точно так же – мы имеем в виду, что слушаем какое-то отдельное произведение композитора в данный момент, но используем его фамилию как общее обозначение.

 

Успешно метонимия работает и в прозвищах – человека с буйной растительностью на лице могут назвать Бородой, худого человека - Скелетом, а бизнесмена - пиджаком.

 

Метонимия не так активно развита писателями в отличие от метафоры, но иногда тоже может стать основой произведения, как в повести Гоголя «Нос». На первый взгляд нам кажется, что гуляющий по Петербургу человеческий нос не имеет смысла, но потом мы понимаем, что это сатирическое обозначение владельца – так метонимия открывает неожиданные способы художественного выражения.

 

 
Яндекс.Метрика