310-15-24
310-16-24
Опрос
Какой предмет труднее изучать?

русский

литература

физика

иностранный

история

алгебра
Статьи
С Днём рождения, текст!

Создание  текста  можно сравнить с процессом рождения.  Лингвисты  даже используют специальный  термин «порождение текста».   

 

Как же рождается текст? По мысли Каневской О.Л., начинается всё с того, что в сознании человека формируется модель предмета речи, то есть модель того, о чём будет говориться в тексте. 

 

Интересно, что на самом деле изначально  формируется не одна модель, а множество таких моделей. Из этого множества сознание отбирает одну, наиболее точно соответствующую предмету речи. Именно эта модель и будет затем «порождаться». 

 

Итак, сознание человека отобрало одну из возможных моделей предмета речи. Эта модель сложно устроена и содержит много компонентов. Она преломляет сложный  индивидуальный опыт человека, его знания о мире, знания о теме текста, о выбранном предмете речи.  

 

И тут наступает самое интересное. При рождении текста  сознанию человека ставится задача: нужно превратить сложную, объёмную модель в линию предложений, образующих текст. То есть огромный мир индивидуальных  знаний  «упаковать» линейно в последовательность слов.   

 

По мысли Каневской О.Л., точнее следует говорить  не  об  «упаковке», а о преобразовании. И такое преобразование происходит поэтапно. 

 

Сначала  происходит  мысленное построение информации о предмете речи в виде линии. То есть, компоненты знаний  чем-то напоминают кортеж автомобилей (вспоминается обычно кортеж правительственных автомобилей). Представим картину: сначала автомобили находятся на стоянке в несколько рядов, а потом выезжают на одну дорогу и выстраиваются друг за другом в линию. 

 

Также и компоненты модели предмета речи перестраиваются в линию, в «кортеж» знаний по теме. Кстати, Каневская О.Л.использует именно слово «кортеж» для описания линейного порядка знаний.

 

Но первый этап ещё не закончен. Дальше происходит вот что. Из кортежа  понятий (и знаний) сознание отбирает те, которые возможно превратить в слова в пределах предложения.

 

То есть, сознание выполняет два условия:  а) отбираются понятия, для которых имеется соответствия  в словах; б) причём в тех словах, которые можно разместить в пределах предложения. 

 

В результате возникает новый, укороченный, вариант «кортежа» понятий. Исследовательница  назвала его «субкортеж».  

 

Первый этап получил название  «мыслительная линеаризация».

 

Второй этап уже непосредственно связан с «появлением на свет» текста. Он называется «языковая линеаризация». 

 

На этом этапе во внешней речи формируется линейная структура предложения. Отобранным ранее понятиям подбираются слова с определённым местом в словосочетании, с определенной ролью в предложении (сказуемое, подлежащее и т.п.).Как писала Е.С. Кубрякова, формируется линейная структура предложения путем использования слов в определенной синтаксической конструкции.  

 

Мы осветили лишь мизерную часть сведений о появлении текста на свет.  Но и этого достаточно, чтобы понять, насколько сложен этот процесс.  

 

Описанная модель убедительно показывает, что для успешного построения текста человеку необходимо иметь достаточный запас слов, уметь быстро мысленно перестраивать понятия в линию,быстро и точно находить соответствия слов понятиям, хорошо ориентироваться в синтаксических ролях слов.    

 

Для  совершенствования этих умений желательно выполнять специальные упражнения под руководством опытного преподавателя.  

 

Эти умения нужны нам в повседневной жизни. Они нужны и школьникам, которые пишут сочинения и создают текст ответа на уроках, и студентам, которые готовятся выступать на семинаре, и тем, кто по роду своей профессиональной деятельности составляет тексты.    

 

 
Яндекс.Метрика